Шум метро

Метро и другой ж/д транспорт – один из основных источников шума и вибрации в жилой застройке, источник постоянных жалоб населения. Максимальный уровень шума фиксируется в области контакта рельс и колес вагона. Под полом пассажирского вагона, движущегося со скоростью 120 км/ч, шум достигает громкости в 110-115 дБА!

Шум при движении поезда метро имеет мощный низкочастотный спектр, максимум которого находится в октавной полосе 31,5 Гц. Между тем низкочастотные и инфразвуковые акустические волны по характеру своего действия схожи с воздействием вибрации, поскольку оказывают непосредственное воздействие на систему черепно мозговых нервов.

Вибрация и структурный звук, возбуждаемые движением поездов, генерируются ударами колесных дисков о технологические стыки и неровности рельс (эксплуатационный износ от движения поезда, торможений). При этом скорость – основной параметр, определяющий уровень шума от метро!

Варианты снижения шума метро

  1. Уменьшение скорости движения состава на участке;
  2. Шлифовка рельсов. Эффективность такой меры значительна и может составить 10 дБ и более;
  3. Вибродемпфирюущие вкладыши на рельсы. Снижение уровня звукового давления на 2-5 дБ;
  4. Полиуретановые виброгасящие маты, укладываемые под рельсы или шпалы +5-15 дБ.

Вибрации от метро

Влияние вибрации на акустический комфорт в домах, расположенных близко к тоннелю, очень характерно для метро мелкого заложения. Вибрации, передаваемые через грунт на конструкции зданий, воспринимаются как неприятные низкочастотные колебания, ухудшающие самочувствие людей.

Новейшие исследования показывают, что низкочастотные шумы и, особенно, инфразвуковой диапазон с октавными полосами 8 и 16 Гц является вредным фактором, влияющим на здоровье и работоспособность человека. Это связано с тем, что резонансные частоты многих внутренних органов человека лежат в инфразвуковом диапазоне.

Измерения вибрации от метро на поверхности земли показывают, что с удалением от оси пути, ее амплитуда уменьшается. В радиусе 12-15 м от оси путей уровень вибрации, зафиксированный при прохождении метро находится в допуске санитарных норм. Тем не менее в пределах 20 м здания и сооружения испытывают воздействие вибрации в диапазоне частот от 2 до 63 Гц.

Затухание вибрации метро в грунте обусловлено тремя основными механизмами:

  • расширением фронта вибрационной волны, распространяющейся от источника;
  • поглощение энергии вибрации в грунте;
  • упругим волновым сопротивлением среды.

Звукоизоляция в квартире от шума метро

Проблема снижения шума метро заключается в крайне низких частотах, беспокоящего шума и вибраций. Диапазон частот бытового шума в доме 100-3000 Гц, основная частота вибрации метро всего 50-60 Гц, поэтому типовые схемы звукоизоляции не могут быть использованы для борьбы с этим шумом.

При монтаже типовых схем шумоизоляции собственная частота конструкции может совпасть с внешней вибрацией метро и ситуация может только ухудшиться (увеличение уровня вибрации на 10 дБ)! Единственным эффективным решением будут монтаж звукоизоляционных схем с частотой резонанса в 3-4 раза ниже основной частоты вибрации метро.

В качестве примера можно привести пескобетонную стяжку 8-9 см (масса примерно 150 кг/м2), лежащую на полиуретановых опорах Sylomer SR42 (размеры 100 х 100 мм, толщина 50 мм), всего 4 опоры на квадратный метр. Резонансная частота такого пола составить всего 7 Гц, а положительный эффект виброизоляции наблюдается уже с 12 Гц!

Нужна консультация? Оставьте заявку!